gnumm (gnumm) wrote,
gnumm
gnumm

Categories:

Фильм «Письмена на стене» (2010, Стефан Фальдбаккен) из серии про Варга Веума


Для тематической кинорулетки «Скандинавские нуары»

Сам термин «скандинавский нуар» в некоторой степени тавтологичен. Из Скандинавии даже от комедий типа «Дага» или «Лиллехаммера» веет такой же холодной безысходностью, как и от детективов, которые собственно и составляют основу того, что мы любим смотреть долгими зимними вечерами под лейблом «шведское кино».

Я не исключение, и поводу посмотреть хороший детектив обрадовался. Хотя от выпавшего мне фильма про очередное расследование Варга Веума никаких откровений особых не ждал.
Да, все немногословно, не спеша, кругом снег, замерзшие сопки и фьорды, не добавляющие динамики. Со саспенсом, опять же, проблемы. Все с чувством, с толком… Главный герой буднично и хрупко счастлив. Главный злодей мирно раздает автографы в книжном магазине и хочет справедливости и такого же мирного счастья. Вообще же со злом и его персонификацией проблема куда большая, чем со саспенсом. Если досмотреть фильм до конца и сравнить действия главного отрицательного персонажа с тем, чего наворотили «потерпевшие», результат будет обескураживающим. Это конечно спойлер, но главному злодею по факту в финале можно предъявить только торговлю наркотиками и секс с малолеткой. А кто ж тогда совершил два убийства и прочие безобразия? А прочие граждане, включая самого Варга Веума, которого самого чуть не убил папа дочерей, одной умершей, второй пропавшей. Потому что расстроился сильно. Ходил, переживал себе чего-то, потом за руль – и вперед!

Зло не персонифицировано в яркой личности, оно разлито по обществу как перитонит. «Мама, мы все тяжело больны…» Подмороженных людей носит ветром между холодными домами и сопками как мусорные пакеты, и что они сотворят в следующую минуту, только Богу ведомо. И все очень буднично. Буднично и страшно. В самой страшной сцене злодея нет вообще. Там есть мать, переносящая труп только что умершей дочери с места, где та умерла, на место, которое укажет полиции на виновного.

А что же тогда отрицательный персонаж? В чем его отрицательность? Не в том ли, что люди, творя зло, все же склонны осознавать себя как накосячивших иной раз, а не валить с больной головы на здоровую, повсюду выискивая виноватых. Такой вот гуманистический посыл. Характерный, кстати, для фильмов данного жанра вообще, но в "Письменах на стене" проявившийся особенно зримо. Что, повторюсь, довольно удивительно, учитывая что фильм сам по себе проходной.

Так что неспешность, минимализм и прямолинейная фабула без особых поворотов – это не баг, а фича. Это тоже часть того, что мы любим в скандинавском нуаре. Где способны удивлять и заставлять задуматься, казалось бы, самые рядовые картины. И культура, давшая миру Бергмана, Кьеркегора и Карлсона, живущего на крыше, стоит того, чтобы ей доверять.
Tags: Письмена на стене
Subscribe

  • посмотрел сериал "Перевал"

    Австро-немецкий сериал «Перевал» все сравнивают с «Мостом». Все хорошие детективные европейские сериалы сравнивают с «Мостом» и «Убийством». Типа,…

  • О "Джокере".

    Смотреть «Джокера» было тяжело. Особенно в начале. Последнюю часть смотреть было куда комфортнее, но, поразмышляв о причинах такого комфорта,…

  • Скандинавский нуар в бельгийском сериале. "Отель «Бо Сежур"

    Не надо ныть, что сериал «Отель «Босежур» нуден и затянут. Это потому что вы скандинавских сериалов не любите и не смотрите. Нудность и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments